Минеральные удобрения химия 9 класс

Сегодня предлагаем ознакомится с темой: "минеральные удобрения химия 9 класс | 2020 год". Здесь собрана информация из авторитетных источников и размещена в удобном для чтения виде.

Минеральные удобрения

Ознакомление с минеральными удобрениями.

Опишите внешний вид выданных вам удобрений. Исследуйте их сравнительную растворимость. Для этого насыпьте в пробирки по 1/4 чайной ложки каждого удобрения, прилейте до l/3 пробирки воды и перемешайте. Что наблюдаете? Возьмите щепотку каждого удобрения и посыпьте его на пламя спиртовки. Результаты наблюдений занесите в таблицу.

Распознавание минеральных удобрений.

Ознакомьтесь с таблицей для определения минеральных удобрений (табл. 43). Выделите характерные для каждого из них реакции.

Рассмотрите выданные в пакетиках удобрения (2 варианта). Определите на основе характерных реакций, в каком из пакетиков находится каждое из них.

Решение экспериментальных задач:

а) Докажите, что в данной пробирке находится сульфат аммония.

б) Докажите опытным путем, что сульфат аммония и нитрат аммония нельзя смешивать с негашеной известью перед их внесением в почву.

в) Вам выданы следующие удобрения: хлорид калия, аммиачная селитра и суперфосфат. На основании характерных реакций определите, какое вещество находится в каждой пробирке.

«Азотные удобрения». 9-й класс

Разделы: Химия

Класс: 9

Урок предусматривает изучение данного материала на основе имеющихся данных об азоте и его соединениях. Учащиеся самостоятельно работают с учебником и дополнительной литературой. Темы заданий, которые выполняют группы:

– где получают минеральные удобрения,
– из чего, как получают, для чего нужны;
– роль азотосодержащих соединений в почвенном питании растений.

Технологическая карта урока

Тема урока:

Азотные удобрения.

Тип урока:

Обобщение знаний.

ОДЦ:

Сформировать представление о необходимости внесения в почву минеральных удобрений.

Характеристика урока:

Заключительный урок по теме «Азот и его соединения».

  • создать условия для систематизации знаний по теме;
  • показать значение минеральных удобрений и их влияние на рост и развитие растений, значение круговорота азота в природе;
  • формировать экологическую культуру;
  • формировать информационную, коммуникативную, социальную компетентности.
  • Методы:

    поисковый, объяснительно-иллюстративный.

    ФОПД:

    индивидуальная, парная.

    Актуальность темы:

    практическое применение знаний о минеральных удобрениях, краеведение-промышленные предприятия своего района.

    Ход урока

    Тема: «Азотные удобрения».

    Осознание материала в виде схемы: «Что знаю – что хочу узнать».

    Учитель

    : Что вы знаете о минеральных удобрениях?

    Предполагаемые ответы учеников

    (на доске):

    Сегодня на уроке вы узнаете

    Учитель организует самостоятельную деятельность по технологической карте для учащихся по каждому модулю.

    Ученики предварительно разделены на 4 группы.

    Самостоятельная работа учащихся в группах оценивается по пятибалльной системе

    Учащиеся самостоятельно выполняют задания по путеводителю, делают выводы по каждому модулю, конспектируют урок (Приложение 2).

    1 группа учащихся

    Где производят минеральные азотные удобрения?

    1 ученик

    . ЗМУ – завод минеральных удобрений г. Кирово-Чепецка, филиал управляющей компании Урал-Хим. Один из крупнейших в России и Европе. За год завод производит 4 млн. тонн. Выпускают аммиачную селитру и нитроаммофоску. На заводе постоянно ведутся разработки новых видов удобрений. Новинка – новое удобрение ASN (азот – сера– нитрат). С точки зрения экологии, производство безотходное. Серосодержащие удобрения якобы выводят из растений радионуклеотиды. Другая новинка– AKS (сухая карбамидно-аммиачная селитра). Быстродействующее удобрение. Подходит для всех видов почв, для корневой подкормки растений.

    2 ученик

    на доске записывает формулы удобрений, производимых на ЗМУ:

    Статистический материал по местному сельхозпредприятию (материал собран заранее).

    Агрофирма деревни Чуваши имеет 2100 га пахотных земель, 3500 га заливных лугов. В 2012 году у Кирово-Чепецкого ЗМУ было закуплено 150000 тонн нитроаммофоски, 300 000 тонн аммиачной селитры, новые удобрения не закупали ввиду высокой стоимости товара. Самое дешёвое из азотных удобрений – аммиачная селитра – 4 тыс. рублей за тонну.

    При максимальном внесении удобрения в почву 3 центнера на 1 га можно с подзолистых почв получить 30 центнеров с га, при этом естественный потенциал почв 11 центнеров с га.

    В 2012 году урожай зерновых в среднем составил 18 центнеров с га. Неблагоприятные климатические условия во время уборки, дожди, не давали вовремя убрать урожай.

    2 группа учащихся

    Из чего получают азотные удобрения?

    1 ученик

    . Сырье для получения азотных удобрений – аммиак.

    Для производства азотных удобрений используют аммиак. Азот для синтеза аммиака получают из воздуха, где азота 78%, 21% кислорода по объему .

    Метод разделения газов основан на различии температур кипения газов.

    (Запись на доске)

    t кипения азота= -196 0 С, t кипения кислорода= -183 0 С.

    Водород получают из природного газа, конверсией метана (запись на доске).

    Водород очищают и используют на месте.

    2 ученик

    . В качестве сырья используют и азотную кислоту, полученную каталитическим окислением аммиака (запись на доске).

    3 группа учащихся

    Как получают азотные удобрения?

    1 ученик

    . Синтез аммиака.

    Основным промышленным способом получения аммиака является синтез его из азота и водорода (запись уравнения реакции на доске).

    Ученик даёт характеристику реакции: соединение, гомогенная, обратимая, экзотермическая, каталитическая.

    Катализатор – губчатое железо с добавками активаторов Al2O3, K2O, CaO, SiO2, реакцию ведут при t 500° С, давлении 30 Мпа.

    На доске записывает соли аммония; учащиеся называют.

    2 ученик

    . Получение азотной кислоты каталитическим окислением аммиака (запись на доске).

    Ион нитрат – составная часть азотных удобрений. Для этого используют азотную кислоту.

    (На доске запись уравнений реакций)

    Демонстрация получения нитрата аммония – реакция получения “Дыма без огня”.

    (на доске запись химической реакции)

    На доске записывает формулы нитратов, учащиеся называют:

    NaNO3– нитрат натрия

    Ученик делает вывод: нитраты натрия, калия, кальция, аммония называют селитрами.

    4 группа учащихся

    (На доске) Зачем получают азотные удобрения?

    1 ученик

    . Азота в природе, в составе атмосферы много – 78%, а растения испытывают азотное голодание. Большинство растений не могут усваивать атмосферный азот, а поглощают его только в виде аммония. Содержание в почве связанного азота невелико 1 кг азота– 1 тонна почвы.

    Читайте так же:  Ясколка снежный ковер выращивание

    Используя рисунок (учебник Химия 9 класс О.С.Габриелян, рисунок на странице 145), рассказывает о круговороте азота в природе (Приложение 3)

    Часть такого азота возвращается в почву в виде навоза, компоста, птичьего помета – органические удобрения. Другая часть связанного азота поступает в почву во время грозы в виде азотной кислоты.

    Динитраифицирующие и азотофиксирующие бактерии и водоросли помогают растениям органические соединения превращать в минеральные, те, в свою очередь, усваиваются растениями.

    2 ученик

    . Естественный потенциал подзолистых почв(почвы нашей местности) невелик, 11 центнеров с гектара. В процесс круговорота азота в природе вмешивается человек. Снимая урожай, ежегодно выносим из почвы огромное количество связанного азота. Эту убыль восполняем органическими и минеральными удобрениями. (Показывает таблицу “Классификация азотных удобрений”) (Приложение 4).

    Растения, если им предоставить возможность, предпочитают аммиачный азот нитратному.

    Предлагается тест на первичное усвоение знаний (Приложение 5).

    Учитель предлагает материал в форме ответов: Узнал ли? (Приложение 6).

    Учащиеся дают письменный ответ, озвучивают. Выставляются оценки за работу на уроке по пятибалльной системе. Ребята оценивали свои ответы в процессе работы на уроке

    Учитель

    : Из ответов учеников 4 группы мы видим, что внесение азотных удобрений необходимо для повышения урожайности с/х культур. Но избыток азотных удобрений более вреден, чем полезен, т.к. в плодах растений накапливается большое количество нитратов.

    § 58. Минеральные удобрения на вашем участке

    Что вы знаете об удобрениях? Какие удобрения вам знакомы?
    С какими удобрениями вам непосредственно пришлось иметь дело на своем садовом участке?
    Какое влияние оказывают удобрения на рост и развитие сельскохозяйственных культур?

    В росте и развитии растений принимают участие около 60 химических элементов. Некоторые элементы требуются в большом количестве (углерод, кислород, водород), другие — в меньшем количестве (азот, фосфор, калий, кальций, сера, железо и др.), а некоторых требуется совсем мало. Это микроэлементы (бор, марганец, медь, цинк, кобальт, иод и др.). Химические элементы поступают в растения различными путями. Одни из них, требующиеся в большом количестве (углерод, водород, кислород), растения получают из воздуха, а остальные берут из почвенных растворов. В то же время питательные элементы вместе с растениями удаляются из почвы с урожаем, часть из них переходит в неусвояемую растениями форму. Частично эти элементы возвращаются в почву благодаря круговороту элементов в природе. Но эти процессы протекают медленно и не возвращают элементы в количестве, достаточном для жизни растений. Для восполнения необходимых растениям элементов и получения хороших урожаев человек должен вносить их в виде удобрений — органических и минеральных. Важнейшими из них являются минеральные удобрения.

    Минеральные удобрения — это соли, содержащие элементы, необходимые для развития растений и способные усваиваться ими.

    По своему назначению минеральные удобрения делят на прямые и косвенные. Прямые удобрения предназначены для непосредственного питания растений и содержат необходимые для этого элементы (главным образом азот, фосфор, калий). Косвенные минеральные удобрения предназначены в основном для улучшения состава почвы, т. е. для ее известкования, улучшения структуры, гипсования и других операций. Наиболее важное практическое значение имеют прямые удобрения. Их можно классифицировать по различным признакам.

    По составу удобрения делятся на простые и сложные. Удобрения, содержащие только один питательный элемент, относят к простым. Например, КСl содержит питательный элемент калий К; NaNO3 и NH4NO3 содержат один питательный элемент — азот N. Сложные удобрения, содержащие два или более питательных элемента, называют комплексными. Например, калийная селитра KNO3 содержит два питательных элемента — К и N. Комплексное удобрение аммофоска состоит из смеси кислых фосфатов аммония и хлорида калия: NH4Н2РO4 + (NH4)2HPO4 + КСl (питательные элементы — N, Р и К).

    По агрегатному состоянию удобрения делятся на жидкие и твердые. К жидким относятся аммиак, водные растворы аммиачной селитры и некоторых комплексных удобрений; к твердым — порошкообразные и гранулированные, например суперфосфат и др. По происхождению удобрения делятся на органические и неорганические. К органическим относятся гумус, навоз, птичий помет и др., к неорганическим — минеральные соли.

    По питательным элементам удобрения делят на азотные, калийные, фосфорные, смешанные. В основе деления удобрений по данному признаку лежат химико-биологические функции питательных элементов:

    а) азот — важнейший элемент роста и жизни растений, входит в состав хлорофилла и белков;

    б) фосфор играет важную роль в жизнедеятельности растений, в образовании хлорофилла и усвоении СO2, входит в состав витаминов и ферментов, способствует созреванию плодов;

    в) калий принимает участие в процессе ассимиляции, улучшает водный режим растений, способствует обмену веществ и образованию углеводов (накоплению крахмала в клубнях картофеля, сахарозы в сахарной свекле и др.), повышает засухоустойчивость и морозостойкость растений.

    К важным видам удобрений относятся также и микроудобрения, необходимые для нормального роста и развития растений.

    Наибольшее значение среди микроэлементов имеет бор, в котором особенно нуждаются корнеплоды. Его отсутствие или недостаток приводит к тяжелым заболеваниям растений (например, гниль сердечка у сахарной свеклы, отмирание верхушки у льна, люцерны). Недостаток цинка замедляет рост, уменьшает размер листьев растений; недостаток марганца, на который особенно реагируют злаковые, картофель, капуста, томаты, плодовые растения, вызывает пожелтение листьев, их пятнистость и другие заболевания. Основными источниками микроэлементов чаще всего являются промышленные отходы, а также местные удобрения — зола, навоз, торф и др.

    Минеральные удобрения на вашем участке

    Среди минеральных удобрений наибольшее значение имеют азотные, фосфорные и калийные (табл. 42).

    Читайте так же:  Посеять землянику на рассаду

    При излишнем внесении в почву азотных удобрений в ней в избытке накапливаются нитрат- и нитрит-ионы. Установлено, что нитрат-ионы подавляют дыхание клеток, а нитрит-ионы становятся причиной образования злокачественных опухолей. Допустимое суточное потребление нитратов для взрослого человека — 5 мг/кг. Смертельная доза составляет 8-15 г. Под влиянием большой дозы нитратов наблюдается острое отравление (аллергический отек легких, одышка, боли в области сердца, кашель, рвота и др.). Особенно опасны они для детей и стариков.

    Соли фосфора, азота и калия, попадая вместе с талыми и дождевыми водами с полей в реки и водоемы, стимулируют быстрое развитие фитопланктона, который активно поглощает кислород и выделяет при своем размножении сероводород и аммиак. В итоге гибнет рыба, а вода становится непригодной для питья и купания.

    Но растут ли растения без нитратов вообще? Можно ли обойтись без удобрений? Можно ли верить табличкам на овощных прилавках рынков «Продукция без нитратов»? Не верьте им. Растений без нитратов и других питательных веществ не может быть, особенно культурных. Их наличие в допустимых пределах — нормальное явление. Переход на органические удобрения не спасает положения, так как и при их избытке накапливаются большие дозы нитритов и нитратов. Лидерами накопления нитратов являются зеленые культуры: укроп, петрушка, сельдерей, огурцы, бахчевые культуры.

    Без удобрений, особенно в нечерноземной полосе, вырастить урожай невозможно. Требуется их постоянное внесение в почву. Однако положительный! эффект минеральных удобрений снижается экологическими проблемами.

    Важно соблюдать нормы и проявлять экологическую культуру в использовании удобрений.

    Минеральные удобрения и их химико-биологические функции • Классификация удобрений • Азотные, фосфорные и калийные удобрения • Питательная ценность удобрений • Экология удобрений

    Вопросы и задания

    1. Какое значение имеют удобрения для сельского хозяйства?

    2. Какие удобрения называются минеральными? По каким признакам их можно классифицировать?

    3. Какую роль играют в развитии растений азотные удобрения? Дайте характеристику важнейших азотных удобрений.

    4. Какова роль фосфора в росте и развитии растений? Приведите примеры важнейших фосфорных удобрений, отразите их химический состав и дайте названия.

    5. Какие удобрения называют комплексными? Приведите их примеры и укажите их преимущества перед простыми удобрениями.

    6. Составьте рефераты: а) об использовании удобрений на вашем приусадебном участке; б) об экологических последствиях, связанных с нарушением технологии применения удобрений.

    Минеральные удобрения
    презентация к уроку по химии (9 класс) на тему

    Презентацию можно использовать для проведения урока.

    Скачать:

    Вложение Размер
    mineralnye_udobreniya.ppt 1.33 МБ

    Предварительный просмотр:

    Подписи к слайдам:

    Минеральные удобрения Работу выполнила учительница химии МОУ «Воловская ООШ» Сидорова Р.С.

    Юстус Либих (1803—1873) — крупнейший немецкий химик, один из основателей агрономической химии. В 1840 г. Либих опубликовал свою книгу «Органическая химия в применении к земледелию и физиологии», сыгравшую огромную роль в агрономии. В ней Либих блестяще обобщил все накопленные к тому времени химические знания о закономерностях питания растений и изложил новую теорию минерального питания растений.

    Элементы питания и их роль в жизни растений. Азот N Основной питательный элемент для всех растений: без азота невозможно образование белков и многих витаминов, особенно витаминов группы В. Недостаток азота сказывается в первую очередь на росте растений: ослабляется рост боковых побегов, листья, стебли и плоды имеют меньшие размеры.

    Фосфор Р Ускоряет развитие растений, стимулирует цветение и плодоношение, благоприятствует интенсивному нарастанию корневой системы. При недостатке фосфора наблюдается угнетенный рост (особенно у молодых растений), короткие и тонкие побеги, мелкие, преждевременно опадающие листья. Признаки недостатка фосфора на листьях томата.

    Калий К Ускоряет процесс фотосинтеза, поддерживает необходимый водный режим в растениях, снижает поражаемость заболеваниями, способствует обмену веществ и образованию углеводов – накоплению крахмала в клубнях картофеля, сахарозы в сахарной свекле, повышает засухоустойчивость и морозостойкость растений. Недостаток калия вызывает обычно задержку роста, а также развития бутонов или зачаточных соцветий. Пожелтение и отмирание кончиков листьев — признаки недостатка калия.

    Хлороз на краях листьев пуансеттии — признаки недостатка магния. Поврежденные верхние листья растения отражают недостаток кальция. Пожелтевшие верхние листья капусты — признак недостатка серы. Хлороз на верхних листьях растения — признак недостатка железа . Мелкие и скрученный молодые листья у табака — признак недостатка бора.

    Точечный хлороз листьев вишни — признак недостатка марганца. Исчезновение тургора в листьях томата свидетельствует о недостатке меди. Укороченные побеги лимона с мелкими листьями говорят о недостатке цинка . Бледно-зеленые листья огурца с краевым некрозом — признак недостатка молибдена .

    это вещества, содержащие три питательных элемента – азот, фосфор, калий – и способные в почвенном растворе диссоциировать на ионы. Минеральные удобрения —

    Удобрения Простые Комплексные азотные фосфорные калийные сложные смешанные Классификация удобрений

    . Допустимое суточное потребление нитратов для взрослого: человека — 5 мг/кг. При излишнем внесении в почву азотных удобрений в ней в избытке накапливаются нитрат- и нитрит-ионы. экологические последствия, связанные с использованием минеральных удобрений Под влиянием большой дозы нитратов наблюдается острое отравление (аллергический отек легких, одышка, боли в области сердца, кашель, рвота и др.). Смертельная доза составляет 8-15 г.

    PO 4 3- , NO 3 — , K + Зарастание озер Гибель рыбы

    Охарактеризуйте роль основных питательных элементов ( N , P , K ) в жизни растений. 2. Какие вещества используются в качестве минеральных удобрений? 3. Можно ли верить табличкам на овощных прилавках рынков «Продукция без нитратов»? Дайте объяснение. 4. Как вы считаете, целесообразно ли применение сульфата аммония при одновременном известковании почвы? Ответ поясните, составьте уравнение реакции . Контрольные вопросы

    Спасибо за урок!

    Без удобрений, особенно в нечерноземной полосе, вырастить урожай невозможно. Требуется их постоянное внесение в почву. Очень важно соблюдать нормы и проявлять экологическую культуру в использовании удобрений. Производство минеральных удобрений – важнейшая задача химической промышленности. Особенно важно повышать качество удобрений, увеличивать долю концентрированных , комплексных, гранулированных удобрений. Выводы

    Читайте так же:  Перец на рассаду в феврале благоприятные дни

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    качественное определение минер. удобрений в почве и тд.

    Данная работа раскрывает понятие эксперной системы и возможности ее создания средствами Microsoft Power Point 2010. В своей презентации я демонстрирую, каким образом использование управляющих эл.

    Данный материал используется для проведения обобщающего урока по теме «Минеральные удобрения в 9 классе.

    Интегрированный урок географии и химии.9 класс.

    Интегрированный урок химии и географии 9 класс.

    Презентация к уроку географии и химии «Минеральные удобрения» 9 класс.

    Презентация к итегрированному уроку по химии и географии в 9 классе «Минеральные удобрения».

    Минеральные удобрения

    Разработка учителя химии высшей квалификационной категории

    МБОУ «Школы № 174» Советского района г. Казани

    Вагаповой Милены Анатольевны

    Урок — лабораторная работа по химии в 9 классе

    Тема: «Минеральные удобрения» .

    1 часть урока (7 мин)

    Активизировать внимание учащихся на постановке проблемы

    Предпосылка появления минеральных удобрений. Возможности минеральных удобрений в повышении урожайности.

    1.Розы какого качества продаются в торговых центрах?

    Видео (кликните для воспроизведения).

    2. Какие розы вас привлекают прежде всего?

    3. А выращивается ли продукция такого качества на наших участках? Почему?

    4. Выделите характерные признаки розы, основу товарного вида. Как вырастить розы с такими признаками?

    Форма организации первой части урока:

    2 часть урока(15 мин)

    Умение работать с текстом учебника и дополнительной литературой

    1.По тексту в учебнике и по литературным данным описать и классифицировать виды удобрений.

    2. по литературным данным определить состав, свойства и структуру почв

    Форма организации 2 части урока:

    3 часть урока(20 мин)

    Активизировать внимание учащихся на взаимосвязях: свойства минеральных удобрений, их практическое применение

    Оборудование : наборы с минеральными удобрениями, пробирки, вода, индикаторы, дополнительные источники литературы.

    Заострить внимание на правилах ТБ и на экологической проблеме.

    Форма организации занятия:

    Способствовать обретению умений на практике:

    1. Определять свойства химических веществ

    2. Проектировать их использование в зависимости от свойств

    3. Делать выводы по использованию химических веществ

    Форма организации урока:

    Задание по группам:

    1 группа:

    Почва: состав, свойства, структура.

    Основными целями анализа, является:

    1.выявить уровень кислотности почвы

    2.выявить содержание песка, глины и ила

    выявить содержание следующих элементов в образцах почвы:

    1.Наиболее распространенными в почве являются следующие элементы: кислород (49 %), кремний (33 %), алюминий (7,13%),железо (3,80 %), углерод (2,0 %), кальций (1,37 %), калий (1,36 %), натрий (0,63 %), магний (0,63%), азот (0,10%).
    2.Кроме того, в почве находится большая группа химических элементов, содержание которых невысокое (10-2–10-5 %), но они играют биологическую роль, это – бор, медь, марганец, цинк, кобальт, фтор и др.

    2 группа:

    1.Дать классификацию видов удобрений

    2.Описать каждый из видов удобрений

    3.Сделать выводы о возможности их применения

    3 группа:

    1.Определить свойства минеральных удобрений:

    1.Определить возможность использования минеральных удобрений по времени, в зависимости от кислотности почвы, структуры почвы.

    а.Внешний вид удобрений.

    б.Растворимость в воде

    г.Влияние на растение

    Здесь будет файл: /data/edu/files/f1444284802.pptx (лабораторная работа «Минеральные удобрения»)Здесь будет файл: /data/edu/files/r1444284844.docx (Разработка урока «Минеральные удобрения»)

    Домашнее задание:

    Микро цель:

    Развитие способности самостоятельно работать с таблицами.

    Результаты лабораторной работы оформить в виде таблицы с графами:

    2. Вид удобрения

    3. Название удобрения

    4. Растворимость в воде

    6. Влияние на растение

    7. Выводы: использование в зависимости от типа почв.

    Минеральные удобрения химия 9 класс

    Учитель химии ГБОУ СОШ № 519 города Москвы ЮВАО

    Ущербова Любовь Владимировна.

    Практическая работа № 4 по теме «Определение минеральных удобрений» 9 класс.

    Цели: продолжить совершенствовать навыки проведения химического эксперимента практической направленности с использованием малых количеств веществ, соблюдать правила ТБ, аккуратность при выполнении работы, описывать наблюдения и делать выводы, записывать уравнения реакций в ионном виде.

    Форма работы: парная.

    Оборудование: на каждый стол: удобрения, стаканчики с водой , AgNO 3 ( раствор), КОН (конц.), ВаС I 2 ( раствор), 3-х литровая емкость для слива неорганичеких веществ, стеклянная палочка.

    Задание. В 3-х пронумерованных пробирках находятся суперфосфат, хлорид калия, сульфат аммония. Определить каждое вещество. Записать уравнения химических реакций и разобрать их с точки зрения ТД. Задание оформить в виде таблицы.

    а) К содержимому пробирок добавляем воду.

    Наблюдения . В одной из пробирок вещество растворилось не полностью.

    Выводы. Это суперфосфат, так как он слабо растворим.

    б) К этому раствору добавляем раствор нитрата серебра.

    Наблюдения : Выделяется желтый осадок.

    Выводы. В данной пробирке находится суперфосфат, т.к. данная реакция является качественной на фосфат — ионы.

    в) К оставшимся растворам добавляем раствор хлорида бария.

    Наблюдения . В одной из пробирок выпадает белый осадок.

    Выводы. В данной пробирке находится сульфат аммония, т.к. данная реакция является качественной на сульфат-ион.

    г) К оставшемуся веществу добавляем раствор нитрата серебра .

    Наблюдения . Образуется белый осадок.

    Выводы. Эта реакция является качественной на хлорид- ион поэтому в данной пробирке содержится хлорид калия.

    Интегрированный урок (биология + химия) в 9-м классе по теме «Минеральные удобрения»

    Цели:

    • усвоение учащимися состава азотных, фосфорных, калийных удобрений и их биологической роли,
    • развитие умений применять имеющиеся знания в новых ситуациях,
    • закрепление знаний о единстве живого и неживого,
    • развитие интереса к истории и новым фактам науки.

    Оборудование и реактивы: набор удобрений, вода, растворы нитрата серебра и ацетата натрия, два образца в пробирках, держалка, стенгазета “Роль ученых в развитии агрохимии”, задания к уроку.

    I. Актуализация знаний

    Учитель:

    Орешек знаний тверд,
    Но все же мы не привыкли отступать.
    Нам расколоть его поможет
    Желание «хочу больше знать!»

    – С таким желанием начнем урок.
    В наши дни потребительские отношение к природе, расходование ее ресурсов без осуществления мер по их восстановлению уходит в прошлое. Не каждый регион, не каждый район может гордиться плодородием своей почвы, но любое наземное природное сообщество, тем более человек, своим существованием обязаны почве. Почему?

    Читайте так же:  Калийные удобрения это какие

    Ответ учащихся: Почва является средой обитания единственных на Земле автотрофных организмов – растений. Только растения из неорганических веществ синтезируют органические вещества. Все остальные – животные, люди – потребители органических веществ. Вот почему мы обязаны почве.

    Учитель: Поэтому мы должны знать, как поддерживать и приумножить плодородие почвы.
    Изучение вопросов питания растений и повышения их урожайности путем применения минеральных удобрений является предметом агрохимии. Тема нашего урока «Минеральные удобрения».

    II. Домашнее задание: §23, вопросы 7-10, задание 3,4 (по стр.70 уч. химии), §47 (по биологии)

    Чтобы успешно выполнить домашнее задание, на уроке мы должны знать классификацию удобрений, их состав и влияние удобрений на развитие растений.
    Для решения этих задач, мы будем опираться на знания, полученные на предыдущих уроках химии и биологии.

    III. Изучение новой темы

    Учитель: Основоположниками агрохимии являются немецкий ученый Либих. Юстус, в России Д.И.Менделеев, позже идеи Менделеева развивал Д.Н.Прянишников. Называя фамилию Д.И.Менделеева, я не ошиблась. Да, это тот ученый, который 140 лет тому назад открыл периодический закон химических элементов.
    Как же были решены вопросы повышения плодородия почвы Д.И.Менделеевым?

    Сообщение учащегося: Будучи великим естествоиспытателем, Д.И.Менделеев придавал большое значение экспериментальным исследованиям. Чтобы знать, как реагируют растения на те или иные питательные вещества при корневом питании, какую дозу и как вносить минеральные удобрения, он впервые в России поставил полевые опыты на полях своего имения в подмосковном селе Боблово. Ученый сам составил программу опытов, осуществил их закладку, проводил наблюдения, делал выводы, впоследствии привлек к этой работе студентов сельхозакадемии, в числе которых был и будущий ученый К.А.Тимирязев.
    За 5-6 лет запущенное и отсталое имение превратилось в образцовое, его урожай в 3 раза превышали урожаи соседних мужиков. В результате Менделеев заложил основы научного земледелия.

    Учитель: Менделеев разработал оптимальные соотношения употребления минеральных удобрений с содержанием каких питательных элементов?

    Ответ учащихся: Азота, фосфора, калия.

    Учитель:Какое влияние оказывает азот на растения?

    Сообщение учащегося: При недостатке азота задерживается образование зеленой части растений – листьев, стеблей. Растения плохо растут, листья становятся бледно – зелеными и даже желтеют. Азот – обязательная часть белков и нуклеиновых кислот. При среднем урожае пшеницы за один сезон выносится до 75 кг азота с каждого гектара земли.

    Учитель: Какие же азотные удобрения производят в Менделеевском заводе? У вас на столе находятся образцы удобрений. Используя таблицу 19 на стр. 67, напишите формулы данных азотных удобрений, дайте им названия (работа в группах). Азотные удобрения характеризуются содержанием азота.

    Выполнение задачи №1 (см. задания к уроку; 1, 2 группы решают 1а; 3, 4 группы – 1б; 5, 6 группы – 1в. В каждой группе ответственные проверяют выполнение заданий и оценивают их).
    Во время встречи главный агроном района М.Х.Авзалов сообщил, что самым лучшим азотным удобрением для почвы нашего региона является нитрат аммония. Решив задачу, мы в этом убедились.

    Выполнение задачи №2

    Огромное значение для человека играет фосфор. Суточная потребность организма человека в фосфоре составляет до 1,5 г, он входит в состав нуклеиновых кислот, АТФ, ферментов, костной, нервной ткани. Недостаток фосфора вызывает нарушение обмена веществ в организме, поэтому академик А. Е. Ферсман фосфор назвал «элементом жизни и мысли». Поставщиком фосфора в организм человека и животных являются растения. Как же влияет фосфор на рост и развитие растений?

    Сообщение учащегося: Энергия солнечного света в процессе фотосинтеза накапливается в растениях в виде АТФ только при достаточном количестве фосфорных соединений в клетке. Усиленное снабжение растения фосфором позволяет получать более ранний урожай и высокого качества. При недостатке фосфора плодоношение уменьшается и созревание плодов сильно замедляется.

    Учитель: Наличие природных соединений – фосфоритов дает возможность производить фосфорные удобрения в соседней Кировской области. В состав фосфорита входит нерастворимый в воде фосфат кальция. Чтобы привести его в усвояемое растениями состояние в производстве используются два метода:

    Питательную ценность фосфорных удобрений условно выражают через массовую долю оксида фосфора (V). Например, содержание оксида фосфора (V) вычисляется в двойном суперфосфате соотношением относительной молекулярной массы оксида фосфора (V) на относительную молекулярную массу двойного суперфосфата:

    Выполнение лабораторной работы (см. задание к уроку №3) и обсуждение результатов исследования.
    В корневом питании растений важное значение имеют калийные удобрения.

    Сообщение учащегося: Калий ускоряет процесс фотосинтеза и содействует накоплению углеводов: сахара в сахарной свекле, крахмала в картофеле, а у злаковых – пшеницы, ржи, риса – он способствует укреплению стебля и устраняет их полегание. Калий откладывается в стебле. Поэтому современная зерноуборочная техника и измельчает солому, и разбрасывает ее по всей площади поля, так и частично пополняет убыль калия.
    Недостаток калия вызывает куполообразное закручивание листьев, на них появляются ржавые крапинки.

    Выполнение задачи №4 (в каждой группе ответственные проверяют выполнение заданий и оценивают их.)

    Учитель:Как получают калийные удобрения?

    Сообщение учащегося: Источником получения калийных удобрений служат естественные отложения калийных солей в районе Соликамска, на большой площади между верховьями р. Кама и предгорьями Урала, на территории Пермского края. Это минералы карналлит, содержащий хлориды калия и магния (КCl * MgCl2 * 6Н2O) и сильвинит, содержащий хлориды калия и натрия (КCl * NaCl).

    Учитель: Калийные удобрения условно оцениваются содержанием оксида калия К2О:

    Читайте так же:  Минеральные удобрения химическая промышленность

    Получаемая при сжигании растительных материалов зола является качественным, в то же время дешевым и приемлемым калийным удобрением. В ее состав входит карбонат калия. Вычислите питательную ценность этого удобрения.

    IV. Заключение

    Учитель: Почва тем замечательна, что может восстанавливаться. Главное, ценить ее и рационально ею пользоваться. Только тогда у каждого на столе будут вкусный пышный каравай и другие продукты питания, а полноценное питание – залог здоровья.
    Учитель оценивает работу учащихся.

    Задания к уроку по теме «Минеральные удобрения», 9 класс

    1. Сопоставьте массовые доли азота в следующих удобрениях:

    а) нитрат калия,
    б) нитрат натрия,
    в) нитрат аммония.

    2. Вычислите массу нитрата аммония, который вносят на поля совхоза им. Токарликова площадью 100 га, если масса внесенного азота на 1 га составляет 60 кг.

    3. Лабораторная работа. В двух пробирках даны образцы разных удобрений. Определите, в какой пробирке содержится фосфорное удобрение. Как вы думаете, когда: осенью или весной вносить это фосфорное удобрение в почву? Почему?

    4. Какую массу 4%-го раствора можно приготовить из 120 кг хлорида калия для подкормки капусты на полях ООО «Агросоюз»?

    Список литературы

    1. В.Кармазин «Наш хлеб», М., Из-во «Правда», 1986 г.
    2. Н.Л.Глинка «Общая химия», М., «Интеграл – Пресс», 2005 г.
    3. И.Г.Хомченко Сборник задач и упражнений по химии для средней школы, М., «Новая волна», 2002 г.
    4. Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман «Химия 9», М., «Просвещение», 2008 г.
    5. С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин «Биология 9», М., «Дрофа», 2000 г.

    Презентация «Минеральные удобрения»

    Код для использования на сайте:

    Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

    Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

    После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

    Подписи к слайдам:

    (углерод, кислород, водород, азот,

    фосфор, сера, магний, калий, кальций)

    (железо, марганец, бор, медь,

    Цинк, молибден, кобальт)

    Установлено, что в состав растений входит около 70 элементов.

    Минеральные удобрения — соединения, содержащие необходимые для растений элементы питания.

    Навоз, компост, торф

    Минеральные удобрения — вещества неорганического происхождения. По действующему, питательному элементу минеральные удобрения подразделяют на макроудобрения: азотные, фосфорные, калийные и микроудобрения (борные, молибденовые и т. д.). Органические удобрения — вещества растительного и животного происхождения. В первую очередь, это навоз, торф, компосты, птичий помет, городские отходы и отбросы пищевых производств. Сюда относят и зеленые удобрения (растения люпин, бобы).

    Бактериальные удобрения — препараты (азотобактерин, нитрагин почвенный), содержащие культуру микроорганизмов, поглощающих органические вещества почвы и удобрений и превращающих их в минеральные. Бактериальные удобрения — препараты (азотобактерин, нитрагин почвенный), содержащие культуру микроорганизмов, поглощающих органические вещества почвы и удобрений и превращающих их в минеральные.

    Косвенные удобрения применяют для химического, физического, микробиологического воздействия на почву с целью улучшения условий использования удобрений. Косвенные удобрения применяют для химического, физического, микробиологического воздействия на почву с целью улучшения условий использования удобрений.

    Прямые удобрения предназначаются для непосредственного питания растений. Они содержат азот, фосфор, калий, магний, серу, железо и микроэлементы (В, Mo, Си, Zn).

    Комплексные удобрения содержат не менее двух питательных элементов.

    • Смешанные
    • Сложносмешанные гранулированные удобрения
    • Сложные удобрения

    Простые удобрения содержат один элемент питания (азот, фосфор, калий, молибден и т. д.)

    1. Азотные удобрения

    2. Фосфорные удобрения

    3. Калийные удобрения

    Роль питательного элемента для растений

    Примеры удобрений (формула, название)

    Стимулируют рост и увеличение зеленой массы растений (стеблей, листьев). Важны в весенний период.

    СО(NH2)- мочевина; NH4NO3 – аммиачная селитра;

    (NH4)2SO4 – сульфат аммония

    Необходимы при росте репродуктивных органов (цветки, плоды). Важны во время цветения и формирования плодов.

    Са(Н2РО4)2 – двойной суперфосфат;

    СаНРО4* 2Н2О – преципитат;

    Са(Н2РО4)2 + СаSO4 – простой суперфосфат

    Ускоряют рост фотосинтеза, способствуют накоплению углеводов, укрепляют стебли злаковых растений.

    К2SO4 – сульфат калия.

    Способствуют синтезу сахара, белков, крахмала, витаминов, нуклеиновых кислот, ферментов. Сu – способствует росту растений на малоплодородных почвах, повышает устойчивость к засухе, холоду. Fe – участвует в синтезе хлорофилла.

    В составе минеральных комплексов.

    Производство минеральных удобрений.

    • Азотные удобрения производят на заводах, связывая азот воздуха с водородом. В результате образуется аммиак, который затем окисляется до азотной кислоты. Соединяя аммиак с азотной кислотой, получают наиболее распространенное азотное удобрение – аммиачную селитру, которая содержит около 34% азота.
    • Применяют как удобрение водный раствор аммиака, содержащий около 20% азота. Его производство обходится значительно дешевле, чем производство аммиачной селитры.
    • Из других азотных удобрений применяются сернокислый аммоний, содержащий до 20% азота, натриевая селитра (16% азота), калийная селитра (13,5% азота и 46,5% окиси калия) и мочевина – наиболее богатое азотом соединение (до 46% азота).
    • Применяют как удобрение и фосфористую муку, т. е. тонко размолотые, но не обработанные химические фосфориты.
    • Наиболее распространенное калийное удобрение – 40% калийная соль. Оно встречается в природе в виде минерала сильвинита (NaCL*KCL).

    Отрицательное влияние избыточного количества азотных удобрений

    (аллергический отек легких,

    одышка, боли в области сердца,

    кашель, рвота и др.).

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Отрицательное влияние избыточного количества азотных удобренийХимический практикум: «Распознавание удобрений».Химический практикум: «Распознавание удобрений».Материалы и оборудование: набор удобрений, вода, растворы нитрата серебра и гидроксида натрия, пробирки, спиртовка, держатель.В трех пакетах под номерами даны следующие удобрения:

    • 1) аммиачная селитра,
    • 2) фосфоритная мука,
    • 3) хлорид калия.Экспериментально определите, какое удобрение находится в пакете под соответствующим номером. Ответ подтвердите уравнениями реакций. Составьте полные ионные и сокращенные ионные уравнения.

    Источники

    Минеральные удобрения химия 9 класс
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here