Роль удобрений в жизни растений

Сегодня предлагаем ознакомится с темой: "роль удобрений в жизни растений | 2020 год". Здесь собрана информация из авторитетных источников и размещена в удобном для чтения виде.

Управление минеральным питанием растений. Роль удобрений

От плодородия почвы зависит урожайность возделываемых культур. Растение нормально растёт и развивается только в том случае, если в почве будут содержаться все необходимые питательные вещества.

Почва постепенно истощается из-за того, что каждый урожай уносит из почвы какое-то количество минеральных веществ. Чтобы восполнить их содержание, в почву вносят удобрения.

Органические удобрения (от слова «организм») — это или отходы жизнедеятельности животных (навоз, птичий помёт), или отмершие части организмов животных и растений (перегной, торф).

Минеральные удобрения — это азотные соединения (селитра, мочевина), фосфорные (суперфосфат, костная мука), калийные (зола, хлористый калий, сульфат калия). Названные удобрения привносят в почву элементы минерального питания, которые требуются растениям в большом количестве.

Кроме того, широко используют микроудобрения, в которых содержатся такие элементы, как бор, медь, цинк, кобальт и др., которые растение потребляет в чрезвычайно малом количестве. Эти элементы участвуют в обменных процессах организма, повышают устойчивость растений к болезням и неблагоприятным условиям окружающей среды.

Удобрения вносят в разные сроки в зависимости от вида и потребностей растения.
Так, навоз рекомендуется вносить задолго до посева семян, при осенней обработке почвы. Минеральные удобрения вносят перед посевом семян или одновременно с ним, а также в период роста растений в виде подкормок.

Роль удобрений в жизни растений

Чтобы предотвратить истощение почвы и собирать большие урожаи, на поля вносят удобрения. Их разделяют на органические и минеральные.

Органические удобрения — это навоз, торф, компост и перегной (разлагающиеся остатки растений). Минеральные удобрения — это азотные соединения (селитра, мочевина), фосфорные (суперфосфат, костная мука), калийные (зола, хлористый калий, сульфат калия). Названные удобрения привносят в почву элементы минерального питания, которые требуются растениям в большом количестве.

К минеральным удобрениям относят и микроэлементы, которые растение потребляет в чрезвычайно малом количестве. Они участвуют в обменных процессах организма, повышают устойчивость растений к болезням и неблагоприятным условиям окружающей среды.

Бор — один из наиболее важных микроэлементов, особенно для двудольных растений, — усиливает прорастание пыльцы на рыльце пестика при опылении; без него нарушается созревание семян, отмирают конусы нарастания. Недостаток меди задерживает рост и цветение растения: у злаков без меди не развивается колос; у кустарников, молодых яблонь, опрысканных раствором медного купороса, повышается устойчивость к заморозкам. Марганец способствует увеличению содержания сахаров и их оттоку из листьев. При недостатке молибдена в тканях растений накапливается большое количество вредных для организма человека солей — нитратов.

Роль минеральных удобрений в жизни растений

Основными элементами минерального питания растений являются азот, калий, кальций, фосфор, магний, железо, сера. Это макроэлементы, которые требуются растениям в большом количестве. Марганец, бор, медь, цинк — это микроэлементы, которые нужны растениям в незначительных дозах. Ниже приведены примеры того, как растения реагируют на недостаток важнейших элементов, а также даны рекомендации по его устранению.

Азот является незаменимым элементом, который в значительной мере влияет на развитие и рост всех растений, способствует повышению урожайности. Получают растения азот в нужном количестве или нет, напрямую зависит от объема внесенных удобрений.

Недостаток азота проявляет себя так:

— У картофеля, капусты:

  • Изменяется внешний вид как всего растения, так и отдельных его частей.
  • Желтеют и засыхают листья.
  • Пожелтевшие листья закручиваются наверх.
  • Листья становятся мелкими, зелено-желтого цвета.
  • Жилки становятся голубовато-красного оттенка.
  • Плоды бледно-зеленого цвета, мелкие.
  • Наблюдается замедление роста новых листьев.
  • Нижние листья приобретают ярко-желтый оттенок.
  • Плоды мелкие и плохого качества.

— У плодовых деревьев:

  • Листья становятся мелкими, бледно-зеленого оттенка, а более старые листья — оранжевого или красного цвета.
  • Рост побегов замедляется и становится слабым.
  • Наблюдается раннее формирование верхушечных почек.
  • Плоды мелкие, твердые, грубые.

Для того чтобы растения не испытывали азотного голодания, необходимо:

  • Подкормить их аммиачной селитрой из расчета 5—15 г/м2.
  • Можно селитру заменить коровяком из расчета 0,5—1 л/м2, разведенным 1:4 с водой.
  • Можно использовать птичий помет из расчета 0,1—0,2 кг/м2.

Фосфор

Фосфор положительно влияет на закладку цветочных почек, усиливает рост корневой системы. С его помощью лучше удерживается вода в растительных клетках, что значительно влияет на устойчивость овощных культур к понижению температуры, а также к засухе.

Еще фосфор необходим для увеличения содержания сахара в плодах и корнеплодах, а в картофеле — крахмала.

Недостаток фосфора в растениях проявляется так:

  • Листья становятся темно-зелеными.
  • Рост надземной части сильно ослаблен.
  • В клубнях появляются темно-бурые пятна.
  • Листья очень тусклые, темно-зеленые с пурпурным оттенком.
  • Завязывание кочана наступает позднее.
  • Стебли становятся тонкими, волокнистыми.
  • Нижняя сторона листьев становится красновато-фиолетового цвета.
  • Цветение задерживается, и завязываются мелкие плоды, которые плохо созревают.

— У плодовых деревьев:

  • Почки, листья и цветы разворачиваются позднее.
  • Молодые листья окрашены в темно-зеленый цвет, а старые — в бронзовый или охряно-зеленый.

Для того чтобы растения не испытывали недостаток фосфора, нужно их подкармливать:

Гранулированным суперфосфатом по 20—30 г на 1 м2 под перекопку или непосредственно в грядки при посадке.

Осенью, под перекопку, фосфоритную муку по 40—60 г/м2.

Калий

Калий активизирует передвижение питательных веществ в растениях, повышает их устойчивость к временным засухам, улучшает поступление воды к клеткам, уменьшает испарение влаги.

Самым первым признаком калийного голодания является краевой ожог, при котором края листьев желтеют и засыхают.

Недостаток калия проявляется следующим образом:

  • Кусты становятся приземистыми, раскидистыми.
  • Листья приобретают темно-зеленый оттенок и куполообразную форму, морщинятся.
  • Ближе к краям листьев образуются мелкие коричневые пятнышки.
  • Наблюдается преждевременное засыхание ботвы.
  • Листья становятся волнистые, морщинистые, края нижних листьев светлеют, желтеют, а затем буреют.
  • Образуются мелкие и рыхлые кочаны.
  • Листья становятся морщинистыми.
  • Молодые листья изогнуты, в мелких пятнах, листья приобретают бронзовый оттенок, края буреют.
  • Стебли тонкие.
  • Плоды вызревают неравномерно.
  • На листьях появляются точки и ожоговые пятна.
  • Листья сморщиваются.
Читайте так же:  Рассада цветов в домашних условиях

Если эти признаки присутствуют на ваших растениях, то нужно:

  • Дать подкормку из хлористого калия (5—10 г/ м2).
  • Можно дать калимагнезию (25—35 г/ м2) или древесный пепел (50—100 г/ м2).
  • Используется также навозная жижа (1 л/ м2).

Кальций

Кальций играет большую роль для роста и формирования корневой системы, плодов и побегов, а также влияет на прорастание семян.

Нехватку кальция можно определить по следующим признакам:

— У всех растений:

  • Характерно отмирание кончиков корней.
  • Отмирание точки роста.
  • Опадение бутонов.
  • Появление некроза на цветках, завязи, бутонах.
  • Идет плохое развитие верхних листьев.
  • Возможно отмирание точки роста стебля.
  • По краям листьев проходит светлая полоска, и они закручиваются наверх.
  • На листьях молодых растений наблюдается появление хлротичной пятнистости (мраморности).
  • У старых растений на листьях наблюдаются ожоги, края закручиваются.
  • Начинают опадать цветки.
  • На плодах образуются темные пятна.
  • Развивается вершинная гниль.

При недостатке кальция необходимо:

  • Внести в почву кальциевую селитру, а на кислотных почвах — известь.
  • Можно делать некорневые подкормки путем опрыскивания растений 0,5—1-процентным раствором кальциевой селитры: для плодовых деревьев требуется 3—6 раз, начинать опрыскивание надо за 1—2 месяца до сбора урожая; для помидоров — 1—2 раза в неделю в период активного роста плодов.

Значение удобрений в жизни растений

Растения поглощают из почвы вместе с водой минеральные вещества. В природе эти вещества потом в том или ином виде возвращаются в почву после гибели растения или его частей (например, после листопада). Таким образом происходит круговорот минеральных веществ. Однако в сельском хозяйстве такого возврата не происходит, так как при уборке урожая с полей уносятся минеральные вещества.

Чтобы избежать истощения почв, люди вносят на полях, в садах и огородах различные удобрения. Удобрения улучшают почвенное питание растений, улучшают свойства почвы. В результате повышается урожай.

Удобрения делят на минеральные и органические.

Минеральные удобрения содержат минеральные вещества, которые необходимы растениям для роста и развития. Минеральные удобрения бывают азотистыми соединениями (селитра, мочевина), калийные (соли калия, зола), фосфатные и другие.

Среди минеральных удобрений выделяют микроэлементы, которые необходимы растениям в очень маленьких количествах, однако их отсутствие не дает растению нормально расти и развиваться. К микроэлементам относится бор, медь, молибден, марганец и другие.

Органические удобрения — это остатки живых организмов или продукты их жизнедеятельности. К органическим удобрениям относятся навоз, компост, перегной и торф.

Значение минеральных удобрений

Главное значение минеральных удобрений – в улучшении качества урожая, скорости его роста и плодовитости. Любое сельскохозяйственное предприятие или частный фермер отлично знают, что почва нуждается в подкормке, что растениям очень трудно справляться с некоторыми веществами в грунте, погодными условиями, насекомыми, сорными травами и другими вредными факторами.

Фосфор

Фосфор удачно влияет на закладку цветочных почек, усиливает эскалация крупнокорневой системы. С его помощью унее удерживается сок в растительных клетках, что
обширно влияет на устойчивость овощных культур к понижению температуры, а также к засухе. Еще элемент необходим про увеличения содержания пустыня в плодах и корнеплодах, а в картофеле крахмала.

Недостаток фосфора в растениях проявляется так:

Листья становятся темно-зелеными. Рост надземной части потрясающе ослаблен. В клубнях появляются темно-бурые пятна.

Листья беспредельно тусклые, темно-зеленые с пурпурным оттенком. Завязывание кочана наступает позднее.

Стебли становятся тонкими, волокнистыми. Нижняя особенность листьев становится красновато-фиолетового цвета. Цветение задерживается, и завязываются мелкие плоды, которые паршиво созревают.

У плодовых деревьев:

Почки, листья и цветы разворачиваются позднее. Молодые листья окрашены в темно-зеленый цвет, а старые в бронзовый или
охряно-зеленый.

Для того, ради растения не испытывали нехватка фосфора, надобно их подкармливать:

1. Гранулированным суперфосфатом по 20-30 г на 1 кв. м под перекопку или
тесно в грядки около посадке. 2. Осенью, подина перекопку, вносить фосфоритную муку по 40-60 г на 1 кв. м.

Калий

Калий активизирует марш-маневр питательных веществ в растениях, повышает их устойчивость к временным засухам, улучшает прибытие воды к клеткам, понижает транспирация влаги. Самым первым признаком калийного голодания является общекраевой ожог, около котором края листьев желтеют и засыхают.

Недостаток калия проявляется следующим образом:

Кусты становятся приземистыми, раскидистыми. Листья приобретают темно-зеленый
тон и куполообразную форму, морщинятся. Ближе к краям листьев образуются мелкие коричневые пятнышки. Наблюдаетсяпреждевременное увядание ботвы.

Листья становятся волнистые, морщинистые, края нижних листьев светлеют, желтеют, а затем буреют. Образуются мелкие и рыхлые кочаны.

Листья становятся морщинистыми. Молодые листья изогнуты, в мелких пятнах, листья приобретают золотисто-коричневый оттенок, края буреют. Стебли тонкие. Плоды вызревают неравномерно.

На листьях появляются точки и ожоговые пятна. Листья сморщиваются.

Если эти
признаки присутствуют на ваших растениях, то нужно:

1. Дать подкормку из хлористого калия (5-10 г на 1 кв. м). 2. Можно дать калимагнезию (25-35 г на 1 кв. м) или
древесный пепел (50-100 г на 1 кв. м). 3. Используется вдобавок навозная кисель (1 л на 1 кв. м.).

Кальций

Кальций играет большую предназначение про роста и формирования крупнокорневой системы, плодов и побегов, а также влияет на прорастание семян.

Нехватку кальция позволяется определить по следующим признакам: У всех растений:

Характерно отмирание
кончиков корней. Отмирание точки роста. Опадение бутонов. Появление некроза на цветках, завязи, бутонах.

Идет плохое процветание верхних листьев. Возможно отмирание
точки роста стебля. По краям листьев проходит светлая полоска, и они закручиваются наверх.

На листьях молодых растений наблюдается приход хлоротичной пятнистости (мраморности). У старых растений на листьях наблюдаются ожоги, края закручиваются.

Начинают опадать цветки. На плодах образуются темные пятна. Развивается вершинная гниль.

При недостатке кальция необходимо:

1. Внести в почву кальциевую селитру, а на кислотных почвах известь. 2. Можно делать некорневые подкормки через опрыскивания растений 0,5-1-процентным раствором кальциевой селитры: про плодовых деревьев требуется
3-6 раз, начинать опыливание невредно за 1-2 месяца до сбора урожая; про помидоров 1-2 раза в неделю в период активного роста плодов.

Читайте так же:  Мандарин выращивание в домашних

Удачи и хорошего урожая!

Еще на тему Профилактика опадения плодов фруктовых деревьев 7 мая
2010 г. во 13:05

Роль удобрений в жизни растений

Информационно-аналитический портал
для крестьянских фермерских хозяйств

Главная Доска объявлений Новости Аграрные форумы Зерно-Weekly Каталог организаций Подписка Контакты
Виды деятельности
Растениеводство
Хранение урожая
Кормопроизводство
Животноводство
Птицеводство
Звероводство
Рыбоводство
Сельхозтехника
Удобрения
Кондитерские изделия
Ноу хау
Авторизация

28 ноября 2012 г. 20:55

Значение удобрений

Для выращивания сельскохозяйственных культур нужны плодородные почвы. Человек давно стал создавать новые почвы, он резко вмешивался в почвообразовательный процесс, стал вкладывать свои усилия в природное накопление перегноя и использование его плодородия. Люди старались улучшить структуру почвы и по возможности увеличить ее пахотный слой.

Вся история развития земледелия неразрывно связана с использованием удобрений, поэтому интенсивное развитие сельскохозяйственного производства немыслимо без удобрений. Широкое применение удобрений — надежное и наиболее действенное средство повышения плодородия почвы и урожайности зерновых, кормовых и технических культур.

Удобрения — органические и минеральные вещества, содержащие элементы питания для растений. В зависимости от химического состава удобрения подразделяются на органические и минеральные. Удобрения повышают плодородие почвы — улучшают ее питательный, водный, тепловой и воздушный режимы Многократное внесение удобрений в больших дозах и применение других приемов окультуривания почвы изменяют направление почвообразовательных процессов и приводят к формированию искусственного плодородия почв. Применяя удобрения, человек активно вмешивается в круговорот веществ в природе, постепенно создает положительный баланс питательных веществ в пахотном слое. При правильном использовании удобрения положительно влияют на урожайность сельскохозяйственных культур и качество продукции.

Эффективность удобрений зависит от биологических особенностей растений, содержания элементов питания в почве и ее влажности, реакции почвенного раствора, а также уровня культуры ведения хозяйства.

Важная роль удобрений, аминокислот и других необходимых элементов в жизни растений.

Избытком удобрений нельзя заменить недостаток знаний!

Русский агрохимик, биохимик и физиолог растений, основоположник советской научной школы в агрономической химии. Герой Социалистического Труда. Академик Академии наук СССР и ВАСХНИЛ, член-корреспондент Французской академии наук, основатель и директор Научного института по удобрениям, член Госплана СССР и Комитета по химизации народного хозяйства. Википедия Дмитрий Николаевич Прянишников

Содержание:

Прочие важные элементы для роста и развития растений

Бетаины— стимулируют синтез хлорофилла, усиливают способность корневой системы поглощать воду, увеличивают устойчивость растений к низким температурам.

Стероиды глюкозидов (сапонины) — полезны на ранней стадии развития, улучшают проникновение питательных веществ в корень растения, стимулируют развитие корневой системы и синтез хлорофилла, повышают иммунитет растения.

Триптофан (индолилуксусная кислота), аргинин, аспарагин — стимулируют рост меристемных тканей (кончиков корней).

Мезо, микро и макроэлементы:

Макроэлементы

Азот

Фосфор

Калий

Белковый обмен

Элемент образования органического вещества. Регулирует рост вегетативной массы. Определяет уровень урожайности.

Избыток снижает качество плодов, толщину клеточных стенок, лёжкость, иммунитет, засухоустойчивость, зимостойкость и морозоустойчивость

Элемент энергетического обеспечения (АТФ, АДФ) и передачи наследственной информации (ДНК, РНК).

Активизирует рост корневой системы и процессы формирования генеративных органов. Ускоряет развитие всех процессов. Повышает зимостойкость.

Углеводный обмен

Элемент молодости клеток. Сохраняет и удерживает воду, повышая вязкость протоплазмы. Усиливает образование сахаров и их передвижение по тканям.

Повышает толщину клеточных стенок, устойчивость к полеганию, болезням, засухе и низкой температуре.

Замедляет вегетативный рост.

Мезоэлементы

Магний

Кальций

Сера

Повышает интенсивность фотосинтеза и образование хлорофилла, пектина и фитина. Влияет на окислительно-восстановительные процессы. Активирует ферменты и ферментативные процессы.

Стимулирует рост растения и развитие корневой системы. Усиливает обмен веществ, активирует ферменты. Укрепляет клеточные стенки и «склеивает» их друг с другом. Повышает вязкость протоплазмы.

Участвует в азотном и белковом обменных процессах, входит в состав аминокислот, витаминов и растительных масел. Влияет на окислительно-восстановительные процессы, активирует ферменты и синтез белков и хлорофилла.

Микроэлементы

Железо

Марганец

Цинк

Медь

Бор

Молибден

Регулирует фотосинтез, дыхание, белковый обмен, окислительно – восстановительные процессы и биосинтез хлорофилла и ростовых веществ – ауксинов.

Регулирует фотосинтез, дыхание, углеводный и белковый обмен.

Входит в состав и активирует ферменты. Стимулирует синтез витаминов и накопление сахаров. Снижает транспирацию.

Регулирует белковый, липоидный, углеводный, фосфорный обмен и биосинтез витаминов и ростовых веществ — ауксинов. Защищает белки и липиды от окислительной деструкции. Повышает водоудерживающую способность растений.

Регулирует дыхание, фотосинтез, углеводный и белковый обмен. Входит в состав белков и ферментов. Повышает засухо -, морозо -, и жароустойчивость.

Регулирует формирование генеративных органов, их опыление и оплодотворение, углеводный и белковый обмен, передвижение сахаров.

Повышает устойчивость к болезням.

Регулирует азотный, углеводный и фосфорный обмен, синтез хлорофилла и витаминов, стимулирует фиксацию азота воздуха, криопротекторная функция и засухоустойчивость.

Влияние минеральных удобрений на почву и растения

Для полноценного роста представителям флоры требуется ряд минералов, среди них: азот, калий, фосфор и пр. В большинстве случаев природа сама восстанавливает минеральный состав почв, однако для этого требуется много времени, а также наличие органического перегноя. Для этого походят засохшие травы, опавшая листва и пр. В сельском хозяйстве ситуация иная.

После сбора урожая по осени земля остается иссушенной в отношении полезных веществ. Все минералы просто забираются с растениями и вывозятся аграриями при уборке полей. Отсюда и острая необходимость в дополнительной питательной подкормке.

Роль минеральных удобрений в жизни растений следующая:

  1. Улучшение состава почвы, ее рыхлости.
  2. Питание самого растения. Помимо воды, оно поглощает и неорганические микроэлементы.
  3. Повышение плодовитости урожая за счет укрепления корневой системы некоторых культур.

Однако нужно точно знать вид микроэлемента, а также его концентрацию в почве для расчета дозировки удобрения. Если какого-то вещества в почве с излишком, его дополнение может привести к гибели культуры.

Наиболее популярными считаются два типа удобрений:

Читайте так же:  Дни для рассады в марте

Тот и другой тип веществ применяется с большой осторожностью, так как избыток способен полностью повлиять на состояние экосистемы почвы, причем в негативном ключе. Самыми безопасными считаются калийные удобрения – избытки легко вымываются водой. В целом все вещества при правильном применении хорошо закрепляются в гумусе, и растение в весь период своего существования питается полезными элементами.

Концентрация и количество препаратов

Важна не только дозировка самого состава, но и нанесение вещества. Например, при наличии большого количества нитратов и фосфатов в корневой системе их ионы постепенно начинают конкурировать между собой. Результат – плохая доступность веществ для растений. Когда удобрения разносятся хаотично, даже при большом содержании азота в них культуры могут начать испытывать азотное голодание. Отсюда возникает важность правильного распределения, дозированными объемами.

Итак, без минеральных удобрений добиться высокого урожая, особенно в масштабах сельского хозяйства, невозможно. Но с подкормкой надо быть осторожным, соблюдать концентрацию и дозировку, тогда получится желаемый результат.

Abik55 — Ремонт и строительство

Роль аминокислот в жизни растений

LLeucine (Лейцин) и LIsoleucine (Изолейцин)

Повышает устойчивость к засолению (солевому стрессу)

Улучшает прорастание пыльцы

L-Tyrosine (Тирозин)

Улучшает прорастание пыльцы

LAspartic Acid (Аспарагиновая кислота):

Активизирует прорастание семян

Участвует в метаболизме аминокислот

Источник органического азота

LGlutamic Acid (Глютаминовая кислота):

Видео (кликните для воспроизведения).

Хорошие свойства хелатора

Активизирует прорастание семян

Способствует открытию устьиц

Активатор механизмов устойчивости к патогенам

LArginine (Аргинин):

Стимулирует синтез гормонов связанных с цветением и плодоношением

Усиливает развитие корней

Повышает устойчивость к засолению

LPhenylaninine (Фенилаланин):

Активизирует прорастание семян

α-Glycine (Глицин) (оптически неактивен):

Хорошие свойства хелатора

Способствует росту тканей

Улучшает вкус плодов

Предшественник пиррола (C4H5N) – ядро Пиррола составная часть хлорофилла,

витамина В12, цитохромов и других биологически активных соединений.

LHistidine (Гистидин):

Хорошие свойства хелатора

Улучшает созревание плодов

Регулирует открытие устьиц

LAlanine (Аланин):

Стимулирует синтез хлорофилла

Улучшает качество плодов

Регулирует открытие устьиц

Повышает устойчивость к суховеям и засухе

LLysine (Лизин):

Хорошие свойства хелатора

Стимуляция синтеза хлорофилла

Активизирует прорастание семян

Улучшает процессы опыления и оплодотворения

Повышает устойчивость к суховеям и засухе

LMethionine (Метионин):

Активизирует прорастание семян

Стимулирует производство этилена

Улучшает процессы опыления и оплодотворения

Предшественник факторов роста

Усиливает рост корней

Регулирует открытие устьиц

LProline (Пролин):

Повышает сопротивляемость осмотическим стрессам,

регулирует водный обмен в растении

Способствует открытию устьиц

Повышает содержание хлорофилла и фотосинтетическую способность

Улучшает генеративное развитие растений

Повышает фертильность пыльцы и завязывание плодов

Улучшает вкус плодов

Усиливает способность семян к прорастанию

LSerine (Серин):

Повышает сопротивляемость стрессовым воздействиям

Улучшает опыление и оплодотворение

Образование гумусовых составов

LThreonine (Треонин):

Активизирует прорастание семян

Регулирует механизм защиты во время стресса

Усиливает процесс гумификации

LTryptophan (Триптофан):

Стимулирует рост меристемных тканей

LValine (Валин):

Улучшает качество плодов

Повышает устойчивость к суховеям и засухе

Улучшает формирование семян

LCysteine (Цистеин):

Хорошие свойства хелатора

Важный компонент баланса клеточных функций

Краткие инструкции по ремонту и строительству дома своими руками

Роль минеральных удобрений в жизни растений

Роль минеральных удобрений в жизни растений

Основными элементами минерального питания растений являются азот, калий, кальций, фосфор, магний, железо, сера. Это макроэлементы, которые требуются растениям в большом количестве. Марганец, бор, медь, сфалерит это микроэлементы, и они нужны растениям в незначительных дозах. Ниже приведены примеры того, каким манером растения реагируют на недостаток важнейших элементов, а также даны рекомендации по его устранению.

Азот является незаменимым элементом, какой-либо в значительной мере влияет на развитие и рост всех растений, способствует повышению урожайности.Получают растения нитроген в нужном количестве или
нет, чистосердечно зависит от объема внесенных удобрений.

Недостаток азота проявляет себе так:

У картофеля, капусты:

Изменяется экзогенный вид, каким манером пока растения, таково и отдельных его частей. Желтеют и засыхают листья. Пожелтевшие листья закручиваются наверх.

Листья становятся мелкими, зелено-желтого цвета. Жилки становятся голубовато-красного оттенка. Плоды бледно-зеленого цвета, мелкие.

Наблюдается раллентандо роста новых листьев. Нижние листья приобретаютярко-желтый оттенок. Плоды мелкие и плохого качества.

У плодовых деревьев:

Листья становятся мелкими, бледно-зеленого оттенка, а более старые листья оранжевого или
красного цвета. Рост побегов замедляется и становится слабым. Наблюдается раннее формировка верхушечных почек. Плоды мелкие, твердые, грубые.

Для того, ради растения не испытывали азотного голодания, необходимо:

1. Подкормить их аммиачной селитрой из расчета 5-15 г на 1 кв. м. 2. Можно селитру заменить коровяком из расчета 0,5-1 л на 1 кв. м, разведенным 1:4 с водой. 3. Можно использовать птичий говно из расчета 0,1-0,2 кг на 1 кв. м.

Роль полисахаридов в жизни растений

Полисахариды – это сложный вид углеводов, многочисленные и широко распространенные органические соединения, которые наряду с белковыми и жировыми соединениями необходимы для нормальной жизнедеятельности как растительных, так и животных организмов. Они входят в группу главных источников энергии, которая образуется в результате обмена веществ в организме.

Полисахариды требуются растениям для более быстрого усвоения питательных веществ и воды клетками растений.

К полисахаридам относятся пектиновые вещества, камеди, разнообразные слизи, крахмал, клетчатка и другие вещества.

Полисахариды при определенных обстоятельствах распадаются на моносахариды, которые являются ценными питательными веществами.

Одним из важнейших полисахаридов в растениях является крахмал, который, к примеру, распадается на моносахарид- глюкоза.

Полисахариды являются своего рода одними из основных составляющих «кирпичиков» при построении тканей растений в стеблях и листьях, т.е несут как строительную функцию, так и защитную. Кроме того, полисахариды могут накапливать запасы, чтобы потом, распадаясь на моносахариды, отдавать необходимое количество питательных веществ в клетки растений.

В старые добрые времена многие дачники добавляли к поливу своих растений обыкновенный сахар для улучшения питательных свойст грунта, который относится к моносахаридам. Использовать моносахариды все же не желательно, т.к они усваиваются очень быстро и не откладываются на «черный день». Для подкормки растений используйте готовые полисахариды, произведенные проверенными компаниями, либо в уже готовых комплексах, которые мы и предлагаем на нашем сайте.

Читайте так же:  Полив в теплице как часто

Краткие основы внесения элементов:

Крайне не рекомендуется вносить подкормки мезо/микро удобрений в свежий субстрат, т.к по большей части в готовых субстратах уже добавлены все необходимые основные элементы.

Азот- азотными удобрениями подкармливают в основном на ранних стадиях развития растения для быстрого набора вегетативной массы и ускорению роста побегов. При переизбытке азота растение истончается, вытягивается и даже может погибнуть.

Фосфор- высокий процент фосфора обеспечивает массовую закладку генеративных почек, развитие сильной корневой системы. Листовые подкормки проводятся перед и во время цветения. Так же фосфор ускоряет корнееобразование. Фосфор- элемент, который накапливается во всем растении, поэтому старые листья, при отмирании отдают этот важный элемент основному телу растения. Это одна из причин по которой не рекомендуется удалять у растений старые листья.

Калий- удобрения с преобладанием этого элемента способствует правильному формированию завязей, поэтому, в основном, применяется перед цветением. Так же, калий играет роль в обмене углеводов в клетках растения, что влияет на темпы роста.

Но всё это представлено в очень грубом варианте, т.к растению нужно вносить именно тот элемент и тогда, когда онему необходим.

Во время периода покоя и при недостаточном освещении старайтесь не использовать минеральные подкормки, так как растение не нуждается в них и грунт засаливается.

Грунт, содержащий много солей, забирает в себя много влаги и вытягивает её из растения.

На нашем сайте представлены удобрения, которые находятся в хелатной форме, а так же евростандарт фертигаторы, которые вносятся в растения «по листу», т.е опрыскиванием. Предпочтительно использовать удобрение данного типа.

Опрыскивайте растения вдали от прямых солнечных лучей, а так же используйте чистую мягкую воду. Желательно опрыскивать растения в первой половине дня.

Для лучшего усвоение, а иногда и для единственного, используйте при подкормках «по листу» вспомогательные элементы «адъюванты», для нормализации Ph воды, а так же снятия поверхностного нятяжения.

На многих растениях, на листьях присутствуют множество мелких ворсинок, которые не дают капле воды растечься по поверности листа из-за высокого поверхностного натяжения.

Минеральные удобрения и их роль в жизни растений

Цели урока:

  • Дидактическая – углубить, обобщить и систематизировать знания учащихся о классификации и свойствах минеральных удобрений, ознакомить учащихся с применением минеральных удобрений на основе их свойств, показать огромную роль минеральных удобрений в повышение урожайности культурных растений, разностороннее и конкретнее раскрыть органическую связь теории с практикой, связь химии с сельскохозяйственным производством, продолжить формирование практических умений и навыков при постановке эксперимента, решении расчетных задач, самостоятельно вести тезисные записи.
  • Развивающая: развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческие способности, навыки работы учащихся с дополнительной научной литературой, материалами краеведения, вырабатывать умения выступать перед большой аудиторией; углубление и расширение кругозора, способность к рефлексии.
  • Воспитательная: воспитывать самостоятельность, взаимопомощь, любознательность, трудолюбие, аккуратность и добросовестность в работе, навыки культуры труда, формировать гражданскую позицию, чувства гордости за свою страну, интерес к труду работников массовых сельскохозяйственных профессий в области растениеводства, умеющих грамотно применять минеральные удобрения в своем хозяйстве.

Задачи урока:

  • расширять и углублять знания учащихся о соединениях азота, фосфора и калия, применения их в хозяйственной деятельности;
  • развивать представление о минеральных удобрениях как о химических веществах, умение определять практически фосфорные удобрения среди удобрений других групп, как пример определения фосфат-ионов, умение записывать уравнения химических реакций в молекулярном и ионов виде.

Приобретаемые навыки детей:

  • умение работать с учебной литературой, выбирать главное;
  • умение записывать уравнения химических реакций в ионно-молекулярнойформе;
  • умение работать с химическими веществами, соблюдая правила техники безопасности.

Форма организации работы детей: работа в малых группах.

Форма организации работы учителя: до урока формирует группы для работы, в течении урока координирует эту работу, направляет деятельность учеников на полную усвояемость новой темы, подчеркивает связь с ранее изученными темами, способствует формированию общих выводов урока.

Тип урока: повторение, систематизация и обобщение полученных знаний

Методы: беседа, рассказ, постановка и решение проблемных вопросов, химический эксперимент

Ход урока:

Здравствуйте, встали все ровно, улыбнулись друг другу и мне, присаживайтесь.
Сегодня мы с вами будем работать с опорными конспектами. (Приложение 2) В опорных листах записываем число, классная работа.
— С детства мы знаем много сказок, в которых упоминается скатерть – самобранка. Фантазия это или реальность? В современном представлении скатерть – самобранка – это ужоженная, плодородная земля, благодаря которой наш стол полон явств. А как этого добиться? (Ответы учащихся) Да, чтобы повысить урожайность почвы, в неё вносят всё больше и больше удобрений.
Тема нашего сегодняшнего урока «Минеральные удобрения».
— Сейчас я хочу узнать ваше мнение на предложенные мною утверждения. (Приложение 3) Во второй колонке вы ставите «+» или «–».
Цель нашего урока познакомиться с понятием минеральные удобрения и выяснить их действие на окружающий мир.
Итак, продолжаем работать в опорных конспектах..

Минеральные удобрения – это вещества содержащие хоть один из трёх важнейших элементов – фосфор, кальций, калий, необходимых для питания растений и способных в почвенном растворе диссоцировать на ионы.

При большом разнообразии минеральных удобрений их принято классифицировать по двум направлениям:

  • по питательному элементу,
  • по числу питательных элементов.

По первому признаку выделяют азотные, калийные и фосфорные, по второму простые, содержащие один питательные элемент и смешанные, содержащие два или три питательных элемента. (схема)

Учитель: Комплексные удобрения делят на сложные и смешанные.
Сложные удобрения – это комплексные удобрения, в которых атомы питательных элементов образуют химические связи. Сложное удобрение – это одно вещество, его состав выражен одной химической формулой.
Комплексные удобрения – это удобрения, которые представляют собой смеси нескольких (двух-трех) различных веществ.

Ученики записывают в тетради схему «Классификация минеральных удобрений».

Учитель: Рассматривая физические свойства предложенных образцов на столах. Послушайте Кангидину Анжелу. По ходу её рассказа в опорных конспектах ведите тезисные записи.

Читайте так же:  К чему снится поливать цветы в горшках

Учитель: А сейчас более подробно остановимся. Используя дополнительные тексты (Приложение 4) и образцы выданных вам минеральных удобрений, подготовьте выступление по предложенным пунктам. (Работа учащихся в группах, выступление 1 учащегося из группы)
1 группа – азотные удобрения (жёлтая страница)
2 группа – фосфорные удобрения (синяя страница)
3 группа – калийные удобрения ( розовая страница)
4 группа – проведение лабораторных работ по инструктивной карте 1 (Приложение 5)
5 группа – проведение лабораторных работ по инструктивной карте 2

В ходе выступления учащиеся заполняют таблицу. (Приложение 6)

Учитель: А как же влияют избыток нитратов для живых организмов? (Ответы учащихся)

Учитель: Избыток в почве нитратов ухудшает качество выращиваемых овощей, фруктов, зерновых культур и др. При потреблении в повышенных количествах нитраты в пищеварительном тракте частично восстанавливаются до нитритов (более токсичных соединений), последние при поступлении в кровь могут вызвать метгемоглобинемию. Кроме того, из нитритов в присутствии аминов могут образовываться N-нитрозамины, обладающие канцерогенной активностью (способствуют образованию раковых опухолей).
Из всего сказанного можно сделать вывод о последствиях употребления некачественных продуктов:
• развитие онкологических заболеваний;
• появление заболевания, при котором кровь не способна удерживать кислород, – метгемоглобинемии (кислородного голодания);
• нарушение деятельности щитовидной железы и др.

Корневые системы всех без исключения растений хорошо усваивают нитраты. В результате участия ферментов и углеводов происходит восстановление нитратов до аммиака через нитриты:

Учитель: Теперь сделаем выводы по химическому эксперименту: проведя ряд лабораторных опытов по обнаружению нитрат-ионов в овощах (соках овощей), купленных в магазине, и воде, мы убедились, что в питьевой воде и морковном соке не содержатся нитраты, а в воде из открытого водоема и картофельном соке обнаружено большое количество нитратов.
Что же делать, если в продуктах присутствует избыток нитратов?

1. Тщательное промывание овощей и фруктов уменьшает содержание нитратов на 10%, а механическая очистка – на 15–20%.
2. Зелень (петрушку, укроп, салат и др.) необходимо поставить, как букет, в воду на прямой солнечный свет. В таких условиях нитраты в листьях в течение 2–3 ч полностью перерабатываются и потом практически не обнаруживаются. После этого зелень можно без опасения употреблять в пищу.
3. Свеклу, кабачки, капусту, тыкву и другие овощи перед приготовлением необходимо нарезать мелкими кубиками и 2–3 раза залить теплой водой, выдерживая по 5–10 мин. (Нитраты хорошо растворимы в воде (особенно теплой) и вымываются из овощей.)
4. Варка овощей снижает содержание нитратов на 50–80%.
5. Квашение, соление, консервирование и маринование способствуют снижению нитратов на 60–70%.
6. Нейтрализовать поступившие в организм нитраты могут ягоды черной и красной смородины, зеленый чай, а также аскорбиновая кислота (по 0,3–0,4 г в сутки).

Рекомендации по предотвращению отравления нитратами (запись в тетрадь):

1) варка овощей;
2) очистка от кожуры;
3) удаление участков наибольшего скопления нитратов;
4) вымачивание.

Решим расчетную задачу на определение содержания питательного вещества в минеральных удобрениях по формуле соединения. Вспомним, что удобрения – это продукты питания для растений. Питательная ценность минерального удобрения определяется массовой долей питательного элемента в нем. Условно принято питательную ценность азотных удобрений выражать через долю в них элемента азота, фосфорных – через долю оксида фосфора(V), калийных – через долю оксида калия.

Задача. Определить массовую долю (в %) элемента азота в натриевой и аммиачной селитрах.

Учитель. Мы говорили об общей закономерности накопления нитратов. Однако у различных растений есть и свои индивидуальные особенности.

По способности накапливать нитраты растения можно разделить на пять групп – по содержанию в 1 кг продукции:

• больше 5 г (все виды салатов, петрушка, редис);
• до 5 г (шпинат, редька, кольраби, свекла, зеленый лук);
• до 4 г (белокочанная капуста, морковь, репчатый лук);
• до 3 г (лук-порей, ревень, укроп, тыква);
• менее 1 г (огурцы, арбузы, дыни, помидоры, баклажаны, картофель).

Учитель. Как распределяются нитраты в различных овощах?

1) У свеклы нитраты сконцентрированы в верхней части корнеплода – до 65%;
2) у моркови: в сердцевине – 90% и в наружной части – 10%;
3) у капусты – в кочерыжке и в толстых черешках листьев;
4) у картофеля в мелких клубнях нитратов больше, чем в крупных, сосредоточены они под кожурой (поэтому необходимо чистить не экономя);
5) маленькие огурцы содержат нитратов меньше, чем большие, в огурце, сорванном утром, нитратов меньше.

Вернёмся к нашим утверждениям, заполненные в начале урока. Заполните 3-й столбец, и сдайте работы для проверки.
По уроку я вам приготовила ПАМЯТКУ «Как снизить содержание нитратов в овощах». Памятка может понадобиться вам и вашим родителям. (Приложение 8)

Учитель: Закончить наш урок мне все-таки хотелось бы на поэтической ноте.

Стихотворение «Ода хлебу» (В.Матвеев)

Хлеб поджарист, пахуч и румянен,
В нем отчетливо я вижу очень
Вековую стожильность крестьян,
Труд ученых, заботу рабочих.
Хлеб насущный – превыше всего!
Так сказавшие первыми – правы.
Берегли мы от засух его
И от злой саранчовой потравы…
…Мы освоили космоса высь,
И душа моя, а не утроба
Мне диктует: «земле поклонись
Мастерству и рукам хлебороба!»
Утром настежь раскрою окно-
Целый мир предо мною распахнут,
Поклониться готов до земли
Людям тем, чье упорство и доблесть
Прославляли зерном, как могли,
Край, республику, округ и область.

Наш урок подошёл к концу. Всем большое спасибо. Готовились к уроку все долго и тщательно: сделали газету, выставку овощей и фруктов, прочитали и принесли с собой дополнительную научную литературу, подготовили сообщения на различные темы, самостоятельно решали задачи и делали опыты (подведение итогов, выставление оценок.)

Видео (кликните для воспроизведения).

Домашнее задание. Написать эссе, миниатюру, сказку на тему: «Минеральные удобрения и овощи моего огорода».
Урок окончен. До свидания.

Источники

Роль удобрений в жизни растений
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here